Александр Каминский и Успенская церковь в Спирове.

Знаменитый московский архитектор Александр Степанович Каминский

«Все его произведения отличаются чрезвычайною оригинальностью и новыми мотивами на каждом строении… во всяком случае, отсутствие в них банальности и заученных форм – большое достоинство, особенно для Москвы».


Архитектор Л.В. Даль

Тверская губерния не столь богата произведениями архитектурного таланта знаменитого московского архитектора конца XIX в. Александра Степановича Каминского.

До недавнего времени местные историки и краеведы, а так же сравнительно небольшое число архитекторов и искусствоведов знали об одном памятнике, связанном с именем А.С. Каминского – о Казанском соборе Вышневолоцкого Казанского женского монастыря.

Но с именем Каминского в Тверской области было связано и ещё одно здание – здание храма Успения Пресвятой Богородицы в посёлке Спирово, спроектированное им в период работы над Казанским собором в Вышневолоцком женском монастыре.

Молодое поколение спировчан почти и не знает, что центр посёлка Спирово был когда то территорией Успенской киновии Вышневолоцкого Казанского монастыря.

Лишь поклонный крест напоминает о том, что здесь, когда то располагалось кладбище, которое в середине 30х гг. XX в. сравняли с землёй.

Успенская церковь в п. Спирово


Но есть в центре посёлка здание, черты которого напоминают церковное строение – это бывшее РОНО. Простота и лёгкость форм здания говорит о мастерстве профессионального архитектора, который его проектировал.

Двухэтажное здание, украшенное резными наличниками, с куполообразными слуховыми окнами и более низкими по отношению к основному объёму алтарной апсидой и притвором.

Некогда здание украшал восьмигранный купол с небольшой луковицей и крестом – здесь была расположена домовая церковь Успенской киновии.

О том, что здесь был храм, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, люди забыли, как и том, что автором проекта церкви был знаменитый в своё время московский архитектор Александр Степанович Каминский.

Исследователям творчества архитектора почти неизвестен вышневолоцкий период жизни великого зодчего. Но именно по его проекту в Вышневолоцком уезде построены два здания – Казанский собор Вышневолоцкого Казанского монастыря и Успенская церковь в Спирове.

Казанская женская община, основанная близ Казанской загородной церкви в Вышнем Волочке, необычайно быстро превратилась в крупный общежительный монастырь с несколькими величественными храмами, колокольней и братскими корпусами.

Одновременно с экономическим благосостоянием обитель приобрела и общероссийскую известность. Если двум другим крупнейшим монастырям Вышневолоцкого уезда Николо-Теребенскому и Николо-Столпенскому для того что бы подняться на такую высоту понадобилось несколько сотен лет, то Казанскому Вышневолоцкому всего несколько десятилетий.

Кроме того, монастырь был и одним из крупнейших землевладельцев в уезде, имел две киновии и подворье в центре Санкт-Петербурга. Своей красотой храмы обители могли соперничать со столичными соборами. И первым из них в монастыре был построен собор в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Автором его проекта, а так же и одним из руководителей строительства был, находящийся на пике своей известности московский архитектор А.С. Каминский.

Вышневолоцкий период творчества архитектора ограничивается 1877-78 годами. В начале 1877 г. Александр Каминский по заказу князя Путятина проектирует для Казанского монастыря в Вышнем Волочке план, фасады и разрез здания нового Казанского собора. 29 апреля проект собора был одобрен Строительным отделением губернского правления. 21 октября 1878 г. был закончен фундамент собора, а 7 июля 1880 г. на оконченный снаружи собор были установлены 19 крестов.

Немногим ранее на станции Спирово Николаевской железной дороге на землях, подаренных так князем Путятиным, начинается строительство деревянной церкви для новой Успенской киновии. 10 декабря 1875 года старосты и крестьяне деревень Осеченской волости Вышневолоцкого уезда «дают от себя приговор» пожертвовать общественный хлебный магазин в д. Будилово «в пользу Вышневолоцкой Казанской общины на устраиваемый с разрешения Епархиального начальства храм, на земле подаренной крестьянами одной с нами волости д. Карабихи»[1].

Причиной строительства своей особой церкви в киновии настоятельница Казанской общины монахиня Досифея указала «одно лишь препятствие (для живущих там монахинь – Д.И.): заключающееся в отдалённости приходских церквей и к ним крайне дурного состояния дорогах»[2]. Жители близлежащих деревень, хотя и принадлежали к двум приходам – Георгиевско-Чудинскому и Никольскому с. Бабье, поддержали эту идею. Для строительства церкви крестьяне д. Карабихи (сейчас входит в состав пос. Спирово) пожертвовали «две с половиной десятины земли», а один из местных жителей «торгующий по купеческому свидетельству на Спировской станции» - купец Дмитрий Семёнов – принял на себя обязательство «устроить вчерне на тринадцати саженях длиною и шести саженях шириною двухэтажный деревянный корпус, а нём просторное помещение для домовой церкви, для чего изготовлен им бут, выведен из гранитного камня цоколь, привезён на место превосходного качества лес и все необходимые строительные материалы»[2].

Проект же для новой церкви был составлен архитектором Каминским. В это время, а именно в 1877 г., когда в разгаре были подготовительные работы по устройству церкви в Спирове, Александр Степанович уже работал над проектом Казанского собора. Но, не смотря на видимую занятость, он взялся и за проект церкви в Спирове. Его несомненное участие в проектировании храма доказывает не только стиль оформления здания, выразившийся в стилизованных резных наличниках и карнизах, но и резолюцией епископа Тверского и Кашинского Алексия на прошение монахини Досифеи: «По усматриваемой из сообразности хорошо составленного архитектором Каминским проекта на деревянное строение дома с церковью объявить разрешение и возвратить рисунки к неотложному исполнению»[2]. Кроме того, основной особенностью церкви в Спирове стало то, что это единственная в своём роде деревянная церковь, устроенная по проекту Каминского.

В том же 1877 г. в ещё недостроенном храме (но на него уже были установлены кресты и купола) Николостолпенский игумен Феофан впервые отслужил всенощное бдение и часы. «И какая радость была на Спирове, - вспоминала об этом событии матушка Досифея, - когда заблаговестили колокола! Жители себя забывали от умиления, падали на землю, крестились и благодарили Господа, что он сподобил их услышать звон церковный. Они не слыхали его по отдалённости от приходских церквей своих; они года по три, а иные даже до семи лет не бывали в церкви. Теперь они радовались и плакали, молились с усердием и благодарили Царицу Небесную. А старичок Дмитрий Семёнов, который начал церковь строить, от умиления и радости плакал на коленях и молился»[3].

Великим постом 1878 г. храм в Спирове был уже закончен и подготовлен к освящению. Но в это время в Тверь ещё не прибыл вновь назначенный Архипастырь – Высокопреосвященнейший Евсевий бывший Экзарх Грузии. И поэтому настоятельница Вышневолоцкой обители монахиня Досифея обратилась к покровителю Казанского монастыря Митрополиту Санкт – Петербургскому и Новгородскому Исидору с просьбой освятить здание Успенской церкви.

27 марта 1878 г. Тверская духовная Консистория слушала отношение Митрополита Исидора, в котором он среди прочего писал: «Вышневолоцкая Казанская община устроившая с разрешения покойного преосвященнейшего Алексия приписную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в принадлежащей общине имении крайне нуждается в немедленном освящении оной по важности настоящих дней св. четыредесятницы и приближающегося праздника Воскресения Христова»[4].

В связи с этим Митрополит Исидор препровождал в Консисторию освящённый им лично для Успенской церкви Антиминс и просил решить вопрос о скорейшем освящении храма.

Тогда же 27 марта Консистория приказала: «На основании 51 статьи Устава Духовной Консистории представить Благочинному монастырей настоятелю Новоторжского Борисоглебского монастыря Архимандриту Антонию немедленно освятить приписную к Вышневолоцкой Казанской общине церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, устроенную близ Спировской станции Николаевской железной дороги на препровождённом Его Высококпреосвященством святом антиминсе с тем, что бы он Архимандрит Антоний предварительно освящения означенной церкви освидетельствовал оную, т.е. всё ли потребное готово и устроено с должным прилежанием»[5].

Успенская церковь в Спирове

Успенская киновия. Фото 1915 г.

Благодаря описи, составленной архимандритом Антонием накануне освящения мы можем узнать о том, как выглядела церковь, устроенная по проекту А.С. Каминского:

«Успенская домовая при кельях церковь – деревянная, на каменном фундаменте, тёплая, об одном престоле, крытая железом, снаружи обита тёсом и окрашена, а внутри оштукатурена и выбелена. В церкви справа и лева устроены на четырёх каменных столбах хоры. Посреди церкви выше кровли устроена на осмерике трибуна, крытая белым глянцевым железом с позлащённым крестом. В трибуне повешено пять колоколов, весом до 20 пудов. Кровля церкви выкрашена медянкою снаружи; стены – светло-шоколадною краскою с резьбою и украшениями… Запрестольные святые образа и иконостас – в приличном составе, святых икон в три яруса. Хоругви, плащаница и при клиросах два киота с иконами Божией Матери»[6].

Успенская киновия. Фрагмент открытки 1911 г

Успенская киновия. Фрагмент открытки 1911 г.

Исходя из данных последних обследований здания Успенской церкви, ко всему вышесказанному можно добавить, что помещение храма с четырьмя осевыми каменными столбами, на которых держались хоры, занимало почти 70% площади всего здания – всю его восточную часть.

В западной части на двух этажах располагались помещения, которые использовались под хозяйственные нужды церкви: под просфорню и трапезную. На второй этаж вдоль западной стены вела лестница с перилами, украшенными резными балясинами. С помещений второго этажа, возможно, был выход на хоры храма и вела лестница в купол, где помещались колокола.

Со строительством в киновии отдельной каменной колокольни в окнах купола были установлены рамы, как мы видим на сохранившейся фотографии киновии 1911 года.

Среди известных произведений А.С. Каминского Успенская церковь в Спирове является единственным сооружением с двойным предназначением – под храм и под хозяйственные помещения, и не имеет аналогов в творчестве А.С. Каминского.

Освящение новой деревянной церкви произошло 2 апреля 1878 г. Незадолго до этого было принято решение, что храм будет освящать приехавший в Тверь 25 марта 1878 г. Высокопреосвященнейший Евсевий.

Само по себе освящение Спировской церкви в то время было из ряда вон выходящим – храмы в те времена освящались не архиереями, а назначенными на то особым указом священниками или монахами. Но в этом случае благодаря особому расположению к Казанскому монастырю Санкт-Петербургского митрополита церковь в Спирове была освящена архиерейским чином, что было присуще больше крупным городам.

Так судьба Успенской церкви в Спирове связала две яркие фигуры того времени архитектора Каминского и Санкт-Петербургского митрополита. О существовании церкви в Спирове митрополит Исидор знал ещё и до её освящения. В 1877 г. он пожертвовал в строящийся храм икону с надписью: «Сия св. Икона Благословение Сн. Пет. Митрополита Исидора в церковь, что на Спировской станции 1877 года ноября 9 дня».

В начале нового XX века близ стен алтаря Успенской церкви в Спировской киновии были погребены её первый священник протоиерей Николай Сергеевич Загорский (1 декабря 1830 + 22 октября 1905 г.) с супругой Агрипиной Фёдоровной (3 июня 1832 г. + 11 мая 1905 г.) и сын коллежского асессора, воспитанник Тверской гимназии Михаил Фёдорович Загорский (1 июля 1892 г. + 2 мая 1905 г.). Так же подле стен Успенской церкви были погребены и её благотворители крестьянин Пётр Михайлович Смирнов (+ 1911 г.) [7] и вдова артиллерии генерал – майора Куфаркина Ангелина Венедиктовна (р. 1 октября 1808 г. + 31 марта 1886 г.), а так же , монахиня Евсевия( + 11 января 1908 г.), которая «в киновии потрудилась на разных послушаниях усердно 33 года»[8].

Школа № 2  в Успенской церкви. Южный фасад с расширенными окнами. Фото 1960 е гг

Школа № 2 в Успенской церкви. Южный фасад с расширенными окнами. Фото 1960 е гг

Крушение Спировской киновии началось в 1920х гг.

После закрытия Казанского монастыря в 1924 г. киновия просуществовала недолго.

Из преобразованной в приходскую Успенской церкви в 1931 г. на Русскую голгофу ушли монахини бывшего монастыря.

Храм же был закрыт в 1933-1934 гг.

В 1934 г. в здании церкви разместилась школа № 2, с храма был снят купол, а к алтарю была пристроена кладовая и сделан новый вход.

За долгие годы безбожия, о том, что Успенскую церковь в Спирове строил Каминский сумели позабыть все, как и о том, что здание школы, а затем РОНО вообще было церковью.

Лишь немногие из старожилов помнят, что это был храм, что когда то здесь возносилась молитва и звучал колокольный звон.

Центральное окно северного фасада

Центральное окно северного фасада

В мае 2010 г. здание РОНО пострадало от пожара, краеведы пытались напомнить администрации района о том, что здесь некогда был храм, и что его строил Каминский, и просили восстановить здание.

Но официальным ответом было дано знать, что храм «в реестрах памятников не значится».

Прямым следствием всему этому станет медленная гибель памятника, уже сейчас здание храма растаскивают варвары.

Так гибнет память, так гибнут плоды трудов монахинь и мирян Спировской станции, и если предки строили, то потомки безжалостно рушат.

Может быть, в этом и есть корень наших бедствий: отсутствие самого малого – исторической памяти и уважения к делам наших предков.

Денис Ивлев, Спирово – Тверь – Вышний Волочёк, 2010 г.

 

Воспоминания жительницы п. Спирово Валентины Ильиничны Максимовой (1925 г.р.) об Успенской киновии Казанского женского монастыря. Запись 2010 г.

Расскажите как Вы на Пасху в Спировскую церковь ходили?

На пасху мы ходили в Успенскую церковь. Пришли мы рано. Обычно на Пасху хоры бывали пустые и мы туда забрались на эти хоры и там ждали. А на пасху всегда на клиросе пел хор. Дождались до 12 ти, а после двенадцати началась как это бывает обычно служба.

А какой это был год?

Был это наверное 31 или 32 год.

А сам храм Вы помните, опишите его?

Храм был высокий, окна были наверху и внизу – в два этажа. Внутри с двух сторон были хоры – с одной стороны и с другой стороны. Был очень красивый иконостас, и царские врата были очень изящно сделаны, как металлические. И оградка была тоже красивая. У нас в Выдропужске сейчас поставили деревянную оградку, а вот здесь была металлическая, изящная и очень красивая. Хоры держались на четырёхгранных колоннах и на колоннах висели иконы. Посреди храма стоял аналой, и к нему шла красная ковровая дорожка.

Хоры значит были, если стоять лицом к алтарю, справа и слева. А на западной стене хоры были?

Нет, западная стена была полностью закрытая. И туда шла дверь – там жили монашки. Часть здания была приспособлена под жилые комнаты и оттуда шла дверь, через которую они входили. А сам храм занимал восточную часть здания.

А храм был открыт до самого верха, до купола?

Не помню. Помню, что от купола шло паникадило – большущее! Оно спускалось – когда зажигали свечи, и поднималось. А купол был снаружи круглый и покрашен в голубой цвет и крест стоял. Полы были внутри окрашены. А сама церковь была жёлтая снаружи.
Вы ещё рассказывали про больницу, что располагалась в монашеских кельях.
Эта больница была после, когда монашек всех удалили, и в этих зданиях была организована больница, а в самом храме была школа.

А колокольню и кладбище Вы  помните?

Колокольню я помню. Колокольня была без пристроек, колокола были. А вот кладбища я никакого не помню! Были только две могилки – недалеко от алтаря к Страховой улице. Там же вокруг стояла ограда, и вот между оградой и церковью недалеко от алтаря и были эти могилки. Они были окружены оградкой. И эти могилки я очень хорошо помню.

Расскажите, что Ваша сестра рассказывала про могилки эти?  Ведь она прыгала по этим могилкам, когда в школу пошла?

Вот по этим могилкам она и прыгала.

Расскажите, пожалуйста, придание про игуменью.

Последняя игуменья монастыря сказала: «Меня здесь не хороните!» - Значит в этих могилках хоронили игумений – «Я не хочу, чтобы по мне прыгали дети!» Вот такой разговор я слышала. А там где сейчас построен Дом Советов там говорили, что кладбище было. Но я этого кладбища не помню. Хотя я там в школу ходила – школа то рядом была. Мы бегали по территории монастыря. В ограде была дырка и мы туда лазали. И я никогда не видела что бы здесь было кладбище. А потом, перед колхозами, здесь на этом месте устроили выставку лошадей. Почему я запомнила? А потому что наш отец очень любил лошадей. И у нас было две лошади: одна старая – Щука её звали, она каждый год приносила жеребят и принесла беговую лошадь в яблоках. Она была красивая лошадь. И папа её вырастил. И на этой выставке наша Победка получила приз. И папе дали книги в библиотечку.

Опишите, пожалуйста, ограду монастыря.

Вот как идёшь от старой милиции, налево была канава, а направо стояли дома, большой высокий дом угловой (он сгорел и на его месте детская площадка – Д.И.) и дальше шли дома и последний был дом священника. А от дома священника шла ограда Большие ворота и калитка. Ворота были белого цвета с голубой решёткой. Монастырь то был женский, видимо поэтому кругом была голубая окраска. И на калитке был голубой окрас и на воротах. И ограда была тоже: кирпичное – белое, а металлическое – голубое. Решётки были как в Выдропужске на кладбище.

Записал Д. Ивлев.


Источники:
1. ГАТО, Ф. 205, Оп. 1, Д. 4 «Дело Вышневолоцкого Казанского монастыря, 1876 г.», Л. 22.
2. ГАТО, Ф. 205, Оп. 1, Д. 5 «Дело Вышневолоцкого Казанского монастыря, 1877 г.», Л. 9.
3. «Сказание о Казанской женской общежительной обители, близ г. Вышняго Волочка Тверской Епархии», Тверь. 1890 г., стр. 181 – 182.
4. ГАТО, Ф. 205, Оп. 1, Д. 6 «Дело Вышневолоцкого Казанского монастыря ,1878 г.», Л. 15.
5. Там же, Л. 16.
6.  «Сказание о Казанской женской общежительной обители, близ г. Вышняго Волочка Тверской Епархии», Тверь. 1890 г., стр. 183-184.
7. ГАТО, Ф. 205, Оп. 1, Д. 37 «Дело Вышневолоцкого Казанского монастыря, 1911 г.», Л. 37.
8. «Русский провинциальный некрополь. Том первый», Москва, 1914 г., стр. 277, стр. 304, стр. 464.

Интернет:
1. http://www.archi.ru/events/extra/event_current.html?eid=3461&fl=2&sl=2: Прес релиз: «К 180-летию со дня рождения А.С. Каминского (1829-1897). Историко-документальная выставка.
2. http://www.tveroblpress.ru/tverskie_vedomosti/191/4247.html: Тверкие ведомости 28(1812) от 16/07/2010. Новости. Общество. В Спирове хотят снести уникальный памятник.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki: Александр Степанович Каминский. Биография.
4. http://elets.elsu.ru/gorlov/sobor.html: Вознесенский собор в Ельце. В. Горлов.
Фото и документы: автора, архив Е.И. Ступкина, сеть Интернет.

На главную страницу

Hosted by uCoz